Обзор практики Конституционного Суда РФ за четвертый квартал 2019 года

Обзор практики Конституционного Суда РФ за 2019 год

Утверждены два Обзора практики КС РФ. В одном из них приведены наиболее важные решения, принятые Конституционным Судом РФ в четвертом квартале 2019 года, а в другом - наиболее значимые решения, принятые им за минувший год в целом.

Так, например, в Обзор практики КС РФ за четвертый квартал 2019 года включено ноябрьское постановление, в котором КС РФ пояснил, можно ли взыскать с ИП, вовремя не заявившего о банкротстве, расходы налогового органа, инициировавшего эту процедуру (подробно о нем мы рассказывали ранее). Оно же, а также мартовское постановление КС РФ, в котором указанный вопрос был рассмотрен применительно к взысканию таких расходов с руководителя организации-должника, вошли и в Обзор практики за 2019 год (п. 37 и п. 42 Обзора).

Среди других позиций КС РФ, включенных в Обзор практики за 2019 год, отметим следующие:

- абзац первый п. 1 ст. 2 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре не предполагает запрета адвокату совмещать адвокатскую деятельность с деятельностью депутата представительного органа муниципального образования, осуществляющего полномочия на непостоянной основе (п. 12 Обзора);

- п. 1 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ не препятствует пересмотру по новым обстоятельствам вступившего в законную силу судебного постановления суда общей юрисдикции по заявлению лица, в связи с административным иском которого положенный в основу этого судебного постановления НПА признан недействующим судом, вне зависимости от того, с какого момента данный нормативный правовой акт признан недействующим (п. 32 Обзора);

- мошенничество с использованием своего служебного положения будучи отнесенным к преступлениям против собственности, не сводится к получению взятки и в то же время, оставаясь коррупционным преступлением, не исчерпывается лишь мошенническим хищением чужого имущества. Его системообразующие признаки, формируя в своем единстве сложный состав преступления, определяют совокупную повышенную опасность этого деяния (в сравнении не только с административно наказуемым мелким мошенничеством, но и с неквалифицированным мошенничеством, наказуемым в уголовном порядке) и, как следствие, иную степень его пенализации. При разграничении этих деяний необходимо оценивать как наступившие в результате их совершения негативные последствия в виде имущественного ущерба, так и потенциальные риски для других конституционных ценностей (п. 61 Обзора).

В Обзорах содержится целый ряд других решений по конституционным основам публичного права, трудового законодательства и социальной защиты, частного права и уголовной юстиции.