Указ Президента РФ от 23 апреля 2021 г. N 242

В целях сохранения тенденции сокращения распространения новой коронавирусной инфекции и укрепления здоровья граждан Президент РФ объявил дни с 4 по 7 мая 2021 г. включительно нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы. Органам публичной власти, иным органам и организациям необходимо определить количество служащих и работников, обеспечивающих в период с 1 по 10 мая 2021 г. включительно функционирование этих органов и организаций.

Нерабочие дни устанавливаются президентскими указами не впервые, в связи с чем на практике сформировались некоторые подходы, связанные с влиянием таких дней на течение предусмотренных законодательством или договором сроков.

В частности, судебная практика исходила из того, что нерабочие дни, объявленные в связи с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой (Указы Президента РФ от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239 и от 28.04.2020 N 294), по общему правилу не являются основанием для переноса сроков исполнения гражданско-правовых обязательств, а также процессуальных сроков.

Применительно к гражданско-правовым срокам такой подход был связан, помимо прочего, с тем, что установление нерабочих дней являлось не всеобщим, а зависело от определенных условий (таких как направление деятельности хозяйствующего субъекта, его местоположение и введенные в конкретном субъекте РФ ограничительные меры в связи с объявлением режима повышенной готовности) (см. Обзор, утв. Президиумом ВС РФ 21.04.2020, Обзор, утв. Президиумом ВС РФ 30.04.2020).

В этом отношении следует отметить, что Указ Президента РФ от 23.04.2021 N 242 подобных исключений не содержит и распространяется на все категории хозяйствующих субъектов. В связи с этим есть основания полагать, что в целях исчисления гражданско-правовых сроков вновь объявленные нерабочие дни влекут юридические последствия, предусмотренные ст. 193 ГК РФ. Согласно этой норме в тех случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Правовая позиция, касающаяся влияния нерабочих дней, объявленных указами Президента РФ, на порядок исчисления процессуальных сроков, была обусловлена тем обстоятельством, что в соответствующие периоды судебные органы продолжали свою работу, хотя и в особом режиме (см. Обзор, утв. Президиумом ВС РФ 21.04.2020, Обзор, утв. Президиумом ВС РФ 30.04.2020).

На момент подготовки настоящего материала единообразной информации о порядке работы судов в период с 4 по 7 мая не имеется. Однако на основании доступных данных можно сделать вывод о том, что в эти дни суды в целом будут продолжать выполнять свои функции (см., например, https://chita.arbitr.ru/node/13675; https://faszso.arbitr.ru/node/15162).

В связи с этим в вопросе исчисления процессуальных сроков следует, по-видимому, руководствоваться разъяснениями, содержащимися в названных обзорах Президиума ВС РФ, то есть исходить, в частности, из того, что нерабочие дни, объявленные Указом Президента РФ от 23.04.2021 N 242, по общему правилу включаются в процессуальные сроки и не являются основанием для переноса дня окончания таких сроков на следующий за ними рабочий день.

Разъяснения относительно юридического значения нерабочих дней, объявленных ранее президентскими указами, в целях осуществления закупок в соответствии с федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ и от 18.07.2011 N 223-ФЗ, даны в ряде писем Минфина России. В частности, из письма от 19.06.2020 N 24-06-08/53388 следует, что Минфин России рассматривал дни, являвшиеся нерабочими в соответствии с Указом Президента РФ от 29.05.2020 N 345, а также Указом Президента РФ от 01.06.2020 N 354 и ч. 5 ст. 2 Закона от 14.03.2020 N 1-ФКЗ, как нерабочие дни в смысле ст. 193 ГК РФ. Полагаем, что эта правовая позиция справедлива и для вновь объявленных нерабочих дней. Разъяснений Минфина России по данному вопросу на момент подготовки настоящего материала не имеется.