Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2018 г. N 17

Пленум ВС РФ принял постановление, в котором разъяснил судам нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие основания и порядок конфискации имущества.

В частности, ВС РФ пояснил, что орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому, могут быть конфискованы судом по делам о любых преступлениях. При этом суд должен обязательно установить факт того, что такое имущество находится в собственности обвиняемого.

Как указано в постановлении, к орудиям, оборудованию или иным средствам совершения преступления относятся предметы, которые использовались либо были предназначены для использования при совершении преступного деяния или для достижения преступного результата. Приведены примеры таких предметов: автомобиль, оборудованный специальным хранилищем для сокрытия товаров при незаконном перемещении их через таможенную границу или Государственную границу РФ; эхолоты и навигаторы при незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов; копировальные аппараты и иная оргтехника, использованные для изготовления поддельных документов.

Что касается денег, ценностей и иного имущества, а также доходов от него, то конфисковать их можно только, если они получены в результате совершения тех преступлений, которые указаны в п.п. "а"- "в" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ.

ВС РФ также отметил, что по делам о коррупционных преступлениях деньги, ценности и иное имущество, переданные в виде взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат конфискации и не могут быть возвращены взяткодателю либо лицу, совершившему коммерческий подкуп. Исключение - взятка или коммерческий подкуп под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с целью задержания с поличным лица, заявившего требование о даче взятки или коммерческом подкупе. В этом случае они возвращаются владельцу, если он до передачи ценностей добровольно сообщил о таком требовании.

Пояснено, что для решения вопроса о конфискации имущества, переданного обвиняемым другому лицу (организации), суд должен установить, что лицо, у которого оно находится, знало или должно было знать, что такое имущество получено в результате преступных действий или использовалось либо предназначалось для использования при совершении преступления.

Кроме того, в постановлении отмечено, что решение о конфискации признанных вещественными доказательствами орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому, а также денег, ценностей и иного имущества может быть принято как при постановлении обвинительного приговора, так и в случае прекращения судом уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям. Однако такое прекращение допускается лишь при условии разъяснения обвиняемому (подсудимому) правовых последствий принятого решения, включая возможную конфискацию имущества, и при отсутствии его возражений против такого прекращения. Если обвиняемый (подсудимый) возражает, производство по делу продолжается в обычном порядке.

Также ВС РФ подчеркнул, что не является конфискацией имущества передача в соответствующие учреждения или уничтожение по решению суда приобщенных к уголовному делу в качестве вещественных доказательств предметов, которые хотя и относятся к имуществу, указанному в п.п. "а" - "г" части 1 статьи 104.1 УК РФ, или доходам от него, но запрещены к обращению либо изъяты из незаконного оборота.

Разъяснены в постановлении и некоторые другие вопросы.