В соответствии с планом работы судебного участка в административно-территориальных границах всего Грачевского района Оренбургской области проведено изучение дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, рассмотренных мировым судьей судебного участка в административно-территориальных границах всего Грачевского района Оренбургской области за 3 месяца 2025 года.

Цель - изучение практики рассмотрения дел об административных правонарушениях по статьям главы 12 КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность за административные правонарушения в области дорожного движения.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 г. №20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - КоАП РФ) водителем признается не только лицо, получившее в установленном законом порядке право управления транспортными средствами, но и иное лицо, управляющее транспортным средством, в том числе не имеющее права управления всеми или отдельными категориями (подкатегориями) транспортных средств либо лишенное такого права. К водителю приравнивается лицо, обучающее вождению, при осуществлении учебной езды. Водителем признается лицо, находящееся за рулем буксируемого транспортного средства, за исключением случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего. Кроме того, водителем является погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо, а также водитель гужевой повозки (саней).

Под транспортными средствами в главе 12 КоАП РФ понимаются: подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час; подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час; подлежащие государственной регистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам; трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины; транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).

Управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя). Действия лица, приравненного к пешеходу (пункт 1.2 ПДД РФ), например, ведущего мопед, мотоцикл, не расцениваются в качестве управления транспортным средством.

Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), квалифицируется по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ, а лишенным такого права, - по части 2 данной статьи.

Лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, является лицо, которое на момент совершения административного правонарушения не получало такое право в установленном законом порядке, лицо, срок действия соответствующего удостоверения которого истек, а также лицо, действие права управления транспортными средствами которого прекращено судом в связи с наличием медицинских противопоказаний или медицинских ограничений (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). К таким лицам административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами не применяется.

Лишенным права управления транспортными средствами является лицо, которому на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами либо в отношении которого имеется вступивший в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами.

При этом лишение лица права управления транспортными средствами означает, что это лицо одновременно лишается права управления всеми транспортными средствами независимо от того, транспортным средством какой категории (подкатегории) оно управляло в момент совершения административного правонарушения.

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, и передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влекут административную ответственность по статье 12.8 КоАП РФ, а невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения - по статье 12.26 данного кодекса.

Определение факта нахождения лица в состоянии опьянения при управлении транспортным средством осуществляется посредством его освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) медицинского освидетельствования на состояние опьянения, проводимых в установленном порядке.

Отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении такого освидетельствования образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.26 КоАП РФ.

Субъектом административного правонарушения при квалификации действий, связанных с передачей управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (часть 2 статьи 12.8 КоАП РФ), является лицо, передавшее управление транспортным средством, независимо от того, является ли оно собственником (владельцем) данного транспортного средства.

В случае когда лицо не имеет права управления транспортными средствами либо ранее лишено такого права за совершение иного, помимо предусмотренного частью 1 статьи 12.8 или частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ, административного правонарушения (например, за оставление в нарушение ПДД РФ места дорожно-транспортного происшествия), управляет транспортным средством в состоянии опьянения либо не выполнило законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, его действия квалифицируются соответственно по части 3 статьи 12.8 КоАП РФ либо части 2 статьи 12.26 данного кодекса.

За исследуемый период на судебном участке в административно-территориальных границах всего Грачевского района Оренбургской области рассмотрено 23 дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, из которых по:

ст.12.7 ч.2 КоАП РФ – 2 дела

ст.12.7 ч.4 КоАП РФ – 1 дело

ст.12.8 ч.1 КоАП РФ – 11 дел

ст.12.8 ч.3 КоАП РФ – 5 дел

ст.12.26 ч.1 КоАП РФ – 3 дела

ст.12.34 ч.1 КоАП РФ – 1 дело,

из них подвергнуто административному наказанию 20 лиц, из которых: 9 лицам назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 30000 руб. с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев (ч.1 ст.12.8, ч.1 ст.12.26 КоАП РФ), 5 лицам назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 45000 руб. с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев (ч.1 ст.12.8, ч.1 ст.12.26 КоАП РФ), 1 лицу назначено наказание в виде обязательных работ (ч.2 ст.12.7 КоАП РФ), 3 лицам назначено наказание в виде ареста (ч.3 ст.12.8 КоАП РФ), 1 лицу назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 50000 руб. (ч.4 ст.12.7 КоАП РФ), 1 лицу назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 20000 руб. (ч.1 ст.12.34 КоАП РФ).

За анализируемый период в орган (должностному лицу) составившему протокол возвращено 3 протокола об административном правонарушении. Причиной, по которой мировой судья вынес определение о возвращении протокола, явилось недоставление лица, привлекаемого к административной ответственности.

Случаев прекращения мировым судьей дел данной категория за указанный период, в том числе с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, не имелось.

Все дела рассмотрены с соблюдением правил подсудности.

В указанный период дела об административных правонарушениях предусмотренных главой 12 КоАП РФ в апелляционном и кассационном порядке не обжаловались.

В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались.

Согласно ч.4 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест или обязательные работы рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Постановления по делам данной категории объявлялись немедленно по окончании рассмотрения дела.

Согласно ст. 31.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возложено на вынесшего его судью.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. При этом срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

Как показало изучение данных дел во всех постановлениях указывалось с какого времени исчисляется срок отбывания наказания.

По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением в трехдневный срок. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол в тот же срок.

При назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами (в том числе в качестве дополнительного административного наказания) судья в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении всегда указывал подразделение органа, уполномоченного исполнять названное административное наказание (например, ОГИБДД МО МВД России «Бузулукский»), а также на то, что лицо, привлеченное к административной ответственности, должно сдать все имеющиеся у него соответствующие удостоверения либо заявить об их утрате в указанное судьей подразделение уполномоченного органа, и разъяснял последствия невыполнения данной обязанности.

По всем рассмотренным делам, по которым было назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами постановления с отметкой о дне вступления в законную силу направлены в подразделение органа, на которое возложено его исполнение в течение трех суток с момента вступления в законную силу постановления, а в случае рассмотрения жалобы, протеста - со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда, вынесшего решение.

Постановление судьи о назначении обязательных работ по вступлении в законную силу своевременно направлялись для исполнения судебным приставам-исполнителям по месту жительства лица, подвергнутого административному наказанию.

Представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений на основании ч.1ст.29.13 КоАПРФ по делам данной категории не выносились.

Тексты вынесенных мировым судьей судебного участка в административно-территориальных границах всего Грачевского района Оренбургской области постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения размещались в сети "Интернет" не позднее одного месяца после дня их принятия в окончательной форме (статья 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации").

Выводы: Проведенный анализ показал, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями главы 12 КоАП РФ рассматриваются мировым судьей, с соблюдением сроков рассмотрения дел, процессуальные нормы применяются правильно и единообразно.