В соответствии с планом работы судебного участка в административно-территориальных границах всего Грачевского района Оренбургской области проведено изучение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, рассмотренных мировым судьей судебного участка в административно-территориальных границах всего Грачевского района Оренбургской области за период с 2021 года по 9 мес. 2023 года.

В статье 38 Конституции Российской Федерации провозглашается, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Обязанность родителей заботиться о детях и обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях закреплены Конституцией Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 38).

В интересах обеспечения выполнения алиментных обязательств, установленных Семейным кодексом Российской Федерации в отношении детей или нетрудоспособных родителей, и предупреждения противоправного поведения лиц, уклоняющихся от выполнения этой обязанности, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, или нетрудоспособных родителей.

Частью 1 статьей 5.35.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния и влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание нетрудоспособных родителей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

Федеральным законом от 30.12.2021 № 479-ФЗ «О внесении изменений в статью 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Федеральный закон № 479-ФЗ), вступившим в силу 10 января 2022 года, при сохранении преюдициальности административной ответственности для целей уголовного преследования устранена неоднозначность квалификации действий по статье 5.35.1 КоАП РФ должников - плательщиков алиментов при частичном исполнении ими требований исполнительных документов о взыскании алиментов. Начиная с 10 января 2022 года административное правонарушение по указанной статье считается совершенным при неисполнении плательщиком алиментной обязанности в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенном соглашении об уплате алиментов.

Таким образом, для привлечения к административной ответственности по данной статье достаточно неполного исполнения возложенной на плательщика алиментов обязанности.

При рассмотрении указанной категории дел судьям надлежит руководствуются разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2021 года № 6 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6), учитывать изменения, внесенные в статью 5.35.1 КоАП РФ Федеральным законом № 479-ФЗ.

Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 определено, что период неуплаты алиментов должен составлять не менее двух месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства. Течение указанного двухмесячного срока начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может иметь место со следующего дня после окончания названного двухмесячного срока. Административное правонарушение будет окончено в связи с обнаружением факта неуплаты алиментов в течение двух месяцев подряд либо в связи с добровольным прекращением лицом неуплаты алиментов по истечении указанного двухмесячного срока (часть 2 статьи 4.5, статья 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Например, в случае невыполнения обязанности по уплате ежемесячного платежа по алиментам в январе (невнесение денежных средств в течение января) двухмесячный срок начнет исчисляться с 01 февраля, а событие административного правонарушения может иметь место, начиная со 2 апреля (часть 2 статьи 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исходя из вышеприведенных положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №6, начало совершения противоправного действия, выразившегося в неуплате без уважительных причин лицом средств на содержание несовершеннолетнего ребенка, связано с неисполнением соответствующей обязанности и является наказуемым в том случае, когда период неуплаты алиментов составляет не менее двух месяцев в рамках возбужденного исполнительного производства.

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности по статье 5.35.1 КоАП РФ судье необходимо проверять факт возбуждения в отношении лица, обязанного уплачивать алименты, исполнительного производства. Соответствующие доказательства должны быть приобщены к материалам дела об административном правонарушении.

При отсутствии обязанности исполнить решение суда лицо не может быть привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что судом уменьшен размер алиментов или задолженности по ним либо лицо освобождено от уплаты алиментов (задолженности) за период, отраженный в протоколе об административном правонарушении, и с учетом данных обстоятельств, а также выплаченных ранее сумм судья придет к выводу об отсутствии неуплаты за указанный период, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В случае если вступившим в законную силу решением суда удовлетворены требования об оспаривании отцовства (материнства) либо об отмене усыновления, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 разъяснено, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ, выступают мать и (или) отец ребенка, а также лица, в установленном порядке усыновившие (удочерившие) ребенка, а частью 2 данной статьи - ребенок (в том числе удочеренный (усыновленный), достигший возраста 18 лет и являющийся трудоспособным, то есть не признанным в установленном порядке инвалидом I, II или III группы и не достигшим общеустановленного пенсионного возраста.

Если на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо жалобы на состоявшееся по делу о таком правонарушении постановление вступившим в законную силу решением суда удовлетворены требования об оспаривании отцовства (материнства) либо об отмене усыновления, производство по делу об административном правонарушении в отношении лица, ранее указанного в актовой записи о рождении ребенка в книге записи рождений в качестве отца (матери), либо в отношении лица, усыновившего (удочерившего) ребенка, подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения (пункт 1 части 1.1 статьи 29.9, пункт 3 части 1 статьи 30.7 указанного Кодекса).

Причины неуплаты алиментов, перечень которых не является исчерпывающим, во всех случаях подлежат оценке судом

Согласно пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины. Пунктом 5 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации определено, что уважительными причинами неуплаты алиментов могут быть признаны такие обстоятельства, при которых неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей имела место независимо от воли лица, обязанного уплачивать алименты (например, в связи с его болезнью (нетрудоспособностью); по вине других лиц, в частности, в связи с невыплатой заработной платы работодателем, задержкой или неправильным перечислением банком сумм по алиментам; вследствие обстоятельств непреодолимой силы; ввиду прохождения лицом военной службы по призыву и т.д.). При оценке соответствующих обстоятельств судье следует принимать во внимание, имелись ли у лица иные возможности (в том числе денежные средства, имущество, иные источники дохода) для уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. Причины неуплаты алиментов, перечень которых не является исчерпывающим, во всех случаях подлежат оценке с указанием в постановлении по делу об административном правонарушении мотивов, по которым судья с учетом установленных обстоятельств дела, в том числе материального и семейного положения лица, обязанного уплачивать алименты, пришел к выводу о том, почему конкретные фактические обстоятельства отнесены либо не отнесены им к числу уважительных причин неуплаты алиментов.

Защиту прав и законных интересов потерпевшего, являющегося несовершеннолетним, осуществляет законный представитель

В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № потерпевшим по данной категории дел является лицо, на содержание которого подлежат уплате алименты в соответствии с судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Защиту прав и законных интересов потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовать свои права, в производстве по делу об административном правонарушении осуществляет законный представитель.

Неявка в судебное заседание потерпевшего либо его законного представителя, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, ее может служить безусловным основанием для его отложения. Вместе с тем в целях всестороннего, полного, объективного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, судья может признать обязательной явку потерпевшего или его законного представителя (статьи 24.1, 26.1, пункт 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ).

Изучение практики применения мировым судьей судебного участка в административно-территориальных границах всего Грачевского района Оренбургской области за период с 2021 года по 20.09.2023 года показало следующее.

Всего поступило и рассмотрено дел (по числу лиц): 2021 год -7; 2022 год – 7; 2023 год -10.

Всего подвергнутых наказанию (по числу лиц): 2021 год -7; 2022 год – 7; 2023 год -10.

Согласно статистическим данным пик активности рассмотрения дел обобщаемой категории приходится на 2023 год.

В 2021-2023 годах не имелись случаи возвращения протоколов об административных правонарушениях для устранения недостатков.

В 2021-2023 годах дел указанной категории, переданных по подсудности не было.

В 2021-2023 годах прекращённые дела указанной категории отсутствуют.

По делам указанной категории в 2021-2023 годах было назначено наказание только в виде обязательных работ.

За указанный период постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных мировым судьёй по ч. 1 ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не обжаловались.

Обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ показывает, что дела возбуждены и рассмотрены, с соблюдением норм КоАП РФ РФ.